Сергей Нечаев (dert) wrote,
Сергей Нечаев
dert

Category:

Малая авиация. Полет на АН-2

Продолжение. Список всех частей отчета Летний берег Белого моря

Все, наверно, слышали про малую авиацию, но далеко не все представляют, что же это такое в российских реалиях. А поскольку на Летнем берегу Белого моря дороги отсутствуют как класс, до Летней Золотицы, Лопшеньги и Пертоминска мне пришлось добираться самолетом АН-2. Самой что ни есть малой авиацией.

Есть в Архангельске предприятие с чудесным названием ОАО "2 АОАО", то есть 2-й Архангельский объединенный авиаотряд. С кем он объединенный, я так и не узнал, зато накушался прелестей нашего провинциального сервиса по самое не балуйся. Например, забронированный за 3 недели и выкупленный за неделю вперед билет не значит ровным счетом ничего. Даже при его наличии вас сначала могут посадить в самолет, а потом выгнать вон, объяснив это отсутствием места и предложив улететь следующим рейсом через три (!) дня. Да и вообще достать билет на некоторые направления - очень большая проблема, которую можно решить только благодаря хорошему знакомству. Либо приезжать перед самым вылетом и надеяться, что наберется еще кучка страждущих улететь, и для них организуют дополнительный рейс.

Подлетаем к деревне Лопшеньга

АН-2 очень интересный самолет. Здесь нет никаких автопилотов и прочих радостей современной авиации. Все 13 пассажиров находятся в руках двух пилотов, которые почти все время полета дергают какие-то рычажки, щелкают тумблерами и держатся за штурвал.

Полет проходит на высоте около 400 метров, хотя практический потолок для этого самолета в 11 раз больше, но на этой высоте пришлось бы уже раздавать пассажирам маски и тулупы.

Я предлагаю вам пролететь маршрутом Архангельск - Пертоминск - Лопшеньга - Летняя Золотица и обратно и посмотреть на местные "аэропорты" и сам АН-2 снаружи и изнутри.

Официально этот красавец носит название "поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом" и был запущен в производство в 1947 году. До появления самолёта АН-3 он был самым большим в мире одномоторным бипланом за всю историю авиации. Хоть я и не нашел этому подтверждения, по словам одного пилота и начальника бывшего аэропорта г. Онега, рекорд высоты на АН-2 составляет 13000 метров, но на специальной обогащенной топливной смеси.


Вот так сверху выглядят непроходимые болота, которые отмечаются на карте длинными штрихами.


Если повезет с погодой, как мне один раз из четырех перелетов, то полет превращается в очень красивую прогулку. Расчалочное крыло во всей красе.


Пассажиры снимают полет. Это не очень просто, так как старое поцарапанное стекло сильно бликует, а местами просто мутное. Для съемок нужно изворачиваться, поскольку сидеть приходится спиной к иллюминаторам.


Летим со скоростью 170 км\ч, температура за бортом почти 20 градусов. Полетный час этого полувекового старичка стоит 42 тысячи рублей.


А вот так выглядит сам салон самолета. Дверь в кабину пилотов не закрывается. Багаж едет тут же. Половина пассажиров уже вышла, а до этого кое-кто даже не мог опустить ноги вниз из-за коборок и сумок в проходе.


На подлете к Пертоминску самолет делает вираж.


Аэропорт в Пертоминске. Короткая остановка, чтобы забрать груз, и снова поднимаемся в небо, летим дальше в Лопшеньгу.


Типичный берег в этих местах. Песчаные дюны, отвоевывающие место у леса и болот. Машины здесь иногда ездят, но прямо по песку близко к воде, там он плотнее. А для преодоления рек приходится забираться вглубь леса.


Очень симпатичная деревня Яреньга. Сюда самолеты не летают, я до нее потом специально дошел пешком из Лопшеньги по берегу моря около 20 км.


Перед посадкой в Лопшеньге снова делаем вираж над морем.


Вот оно - Белое море сверху. В такую погоду не очень-то белое :)


После непродолжительной посадки в Лопшеньге летим в конечную точку маршрута - Летнюю Золотицу. Пассажиров осталось совсем мало.


Снова заглянем к пилотам. Они уже готовятся к посадке, опять дергают рычажки и ручки.


В Летней Золотице самолет встречает пол-деревни. Кстати, никакого трапа нет и в помине, женщину с костылями затаскивали в самолет всем миром.


В Летней Золотице самолет стоит недолго. Выгрузились-погрузились и обратно. Поэтому если самолет прилетел на полчаса раньше, то на эти же полчаса раньше и улетит. Мало ли что у вас написано в билете.


Быстрая погрузка - и назад в Архангельск. До следующего самолета теперь 3 дня. Бывает и хуже, в некоторые деревни они летают только раз в неделю.


Аэропорт в Летней Золотице. На переднем плане - туалет. На заднем - неудачно приземлившийся месяц назад самолет и смявший в гармошку одно крыло. Вы что-нибудь слышали об этой аварии? Сколько таких было тут? К счастью, никто не пострадал.


Взлетно-посадочная полоса. В дождь она сплошь покрыта огромными лужами, из которых при посадке самолет поднимает тучу брызг.


Так получилось, что из Летней Золотицы я не смог улететь вовремя. После красивого заката, который я снимал до часу ночи, утро меня встретило ливнем и гнущимися к земле от шквального ветра деревьями. Но поскольку сразу рейс не отменили, а лишь откладывали то на час, то на полчаса, а с базы, где я остановился, связи с начальницей площадки не было, я выпросил ключи от аэропортовой избушки и обосновался в зале ожидания.


Вот здесь мне предстояло провести 6 томительных часов.


Долгих, нудных, скучных часов. Без термоса чая и поморского бальзама было бы совсем тоскливо.


Ну а поскольку просто так сидеть было скучно, я отправился исследовать "аэропорт".


Комната начальника аэропорта, или как тут называют, "площадки", находится на 2 этаже, куда надо подняться по лестнице.


Вот отсюда происходит связь с экипажем самолета, передаются разные сводки, а также продаются билеты. И хотя есть печка, зимой здесь наверняка очень холодно.


Почувствуй себя начальником аэропорта! Автограф на память.


Улетаю из Летней Золотицы в Лопшеньгу. Вид на деревню сверху.


Начальник аэропорта Лопшеньги встречает самолет.


Вывеске всего день. Нарисована силами начальника аэропорта. Вообще в подобных аэропортах начальник площадки один отвечает за все. И вывески рисует, и билеты продает, и самолеты ведет, и взлетную полосу косит, и аэронавигационные знаки мастерит.


Прилетели в Лопшеньгу. Здесь мне предстоит провести не один, как планировалось изначально, а целых три дня, раньше самолета не будет.


Ну а пока начальник площадки Илья Иконников вещает. Человек он, конечно, интересный, но жутко невезучий. У меня после общения с ним остались противоречивые чувства. Вроде бы и видно, что никого не хочет обидеть и всем стремится помочь, но именно из-за его ошибки меня так бесцеремонно ссадили с самолета в Пертоминске на обратном пути.


Вот он на рабочем месте. Хотя из главных инструментов тут лишь допотопная рация для связи. Компьютер уже его личный.


На стенах - инструкция по производству полетов, схема ориентиров видимости и старые переводные наклейки с самолетами.


После непривычно короткого разгона самолет снова поднимается в небо, чтобы лететь дальше в Летнюю Золотицу. Через полчаса он прилетит обратно, чтобы забрать пассажиров из Лопшеньги в Архангельск.


Солнце прорывается сквозь тучи и красивыми пятнами раскрашивает пейзаж.


В общем, АН-2 оставляет незабываемые ощущения. Совсем не похоже не полеты на больших самолетах. Все дрожит, самолет как живой, из окон сквозит, а при сильном ветре хорошая болтанка. Что в сочетании с конскими ценами на билеты и крестящимися перед взлетом пассажирами переводит эти полеты в разряд очень интересной экзотики.


Список всех частей отчета Летний берег Белого моря



Оформлено с помощью «Обрамлятора»

Tags: canon35/1.4, canon5dmk2, zeiss18/3.5, zeiss85/1.4, ан-2, зенитар16/2.8, малая авиация, отчет/летний берег, фото/пейзаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →